муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 4"

Педсовет:

От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе

 

Развитие страны в значительной степени определяется качеством образования. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации Правительством Российской Федерации предусмотрело  создание моделей оценки качества образования.

Разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему мониторинга качества образования в рамках единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, завершается работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей  к обучению в начальной и основной школе. В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться. Решение этих проблем требует системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.

Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

      Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.

Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

 Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования  как систему, включающую организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в общеобразовательном

Такая модель оценки качества образования действует и в нашей школе. Она не консервативна, мы пытаемся ее совершенствовать. Периодически что-то меняем. Внедряем новые элементы.

Модель оценки качества образования  - это система, включающую организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

Внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

Под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающее степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

  • качества педагогического состава
  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения),
  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения),
  • качества образовательной программы,
  • качества управления образовательными системами и процессами,
  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности
  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
  • качества потенциала обучающихся,
  • качества знаний.

Таким образом, чтобы соответствовать уровню качества образования Образовательное учреждение должно внедрить свою систему оценки качества образования, т.е. создать свою модель управления качеством образования.

Управление качеством образования включает:

1)                         наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов.

Высшая категория -       Первая категория -      Соответствие -

2)                         организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся.  Использование в организации образовательного процесса современных  технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем. 

Школьный компонент в учебном плане, профильная школа, которая формируется по запросам родителей и учащихся, учитывается мнение педработников в зависимости от уровня класса

3)                         наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам.

Образовательные центры на базе учебных кабинетов, технически и методически оснащенные

4)                         использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты.              Рабочие программы, приведенные к единому образцу

5)                         наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением.

Программа развития школы, подпроекты                                                                              , в соответствии с которыми планируется работа учреждения

6)                         наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования.

Наличие мониторинга качества образования на уровне каждого учителя(раз в четверть и полугодие – это выполнение программ и уровень качества знаний по предмету), на уровне Методобъединения (проводите контрольные работы, срезы знаний по параллелям или темам), вся информация стекается в аппарат управления – кабинет завучей, где обрабатывается, анализируется, систематизируется для принятия управленческого решения по корректировке качества образования

7)                         наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Для чего осуществляется управление качеством образования в нашей школе (функции):

- обеспечение стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования.

- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников.

- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы.

- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования.

- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, родители, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в школе, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.

Публичные отчеты, сайт школы

 Целью УКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденц

иях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

Основными задачами УКО являются:

- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;

- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- изучение и самооценка состояния развития образования с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации.

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- выявление факторов, влияющих на образовательные результаты;

- повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;

- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;

- определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания.

Основные направления реализации данной модели:

1. мониторинг качества образовательных достижений учащихся на каждой ступени обучения;

2. мониторинг качества профессиональной компетентности педагогов;

3. мониторинг оценки качества образовательных программ;

4. мониторинг качества образовательного процесса.

Оценка качества образования осуществляется посредством:

1)  системы внутришкольного контроля:

Учитель:

МО: обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества образования, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования

Административный контроль:(директор, заместители) уроки, срезы, анализ

Вырабатывает основные подходы к оценке качества образования, координирует работу различных структур, определяет состояние и тенденции развития школьного образования, принимает управленческие решения по совершенствованию качества.

Формы: персональный – помощь молодым специалистам, помощь педагогам, выходящим на аттестацию, для принятия управленческого решения  по состоянию дел по конкретному классу или ученику, обращения, жалобы со стороны др.лиц по поводу нарушений в области образования; контроль за деятельностью учителя через посещение уроков, административные срезы знаний с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения для распространения опыта или устранения ошибок (выявляется уровень знаний учителя в психологии и педагогике; профессиональное мастерство; методы, формы, приемы, т, приемы, технологии, результативность работы учителя)

 

             Тематический – углубленное изучение какого-то аспекта в разных классах по разным предметам (осуществление подготовки к ЕГЭ и ГИА, уровень сформированности общих умений и навыков, устранение перегрузки учащихся) – посещение уроков, внеклассных мероприятий, кружков, секций, занятий школьного компонента, выявление уровня воспитательной работы, уровень воспитанности учащихся

            Классно – обобщающий – состояние образовательного процесса в целом в классе или в параллели. воздействие педагогов на учащихся одного класса (адаптация учащихся 1, 5. 10 классов к новым условиям, включение учащихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям, сотрудничество, социально – психологический климат, внеурочная деятельность, система работы классного руководителя))

       Комплексный (фронтальный) – проверка журналов, выполнение учебных программ, обоснованность выставления оценок

2) общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы:

Рейтинг образовательного учреждения, внеучебные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования), уровень воспитанности, условия, которые созданы в школе, эффективность управления школой – особенно в финансово – экономической сфере.

 3)профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом (внешний аудит):

ЕГЭ. ГИА, аккредитация образовательного учреждения, результаты медицинских обследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты оценки системы качества

Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

1.     уровень здоровья и здорового образа жизни;

2.     уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности;

3.     уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями;

4.     уровень обученности;

5.     уровень владения творческой деятельностью

 

  • Владеет знаниями по организации ЗОЖ;
  • Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности;
  • Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация;

 

 ·        Не ниже 60%;

  • Способен решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Качество деятельности административного работника

1.     Компетентность

 

 

 

2.     Ответственность

 

3.     Мобильность

4.    Открытость и активность

 

 

  • знание нормативно- правовой базы;
  • хорошее владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества;
  • своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.
  • качественное выполнение должностных обязанностей;
  • умение  принимать необходимые управленческие решения;
  • работает в инновационном режиме;

 

Качество деятельности педагога

1.Открытость

 

 

 

2. Профессионализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Открытость

5.     Информационная грамотность

 

6. Авторитет

 

  • активно - участвует в инновационной деятельности ОУ;
  • участвует в диссеминации передового педагогического опыта;
  • имеет высокий процент качества успеваемости ( не ниже 60%);
  • имеет высокие показатели качества обученности;
  • ученики – участники и победители предметных олимпиад;
  • имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах;
  • участвует в конкурсах профессионального мастерства;
  • занимается научно- исследовательской деятельностью;
  • участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях;
  • реализует дополнительные образовательные услуги;
  • на высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели;
  • факультативы, индивидуальные часы;
  • использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии;
  • имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности

 

Качество организации образовательного процесса

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

·        Использование современных образовательных технологий.

  • Использование активных  форм, методов, приемов обучения.
  • Использование современных форм организации образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

  • Наличие достаточного количества компьютеров;
  • Наличие локальной сети с выходом в Интернет;
  • Наличие в учебных помещениях демонстрационного оборудования (интерактивные доски,  мультимедийные проекторы, графопроекторы);
  • Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина.

Качество образовательных программ

1. Актуальность

2. Эффективность

 

 

3. Доступность

4. Оснащенность

  • Соответствие современным образовательным  стандартам.
  • Позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур.

 

  • Наличие УМК.

 

 

Конструктор сайтов - uCoz