муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 4"
муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4»
«Утверждаю» «Согласованно» Директор МОУ «ООШ №4» Председатель УС _____________ ______________ В.П. Шарова В.В. Селедкова
Программа развития на 2011-2015 годы
Прокопьевск 2011 Содержание программы Содержание программы.. 2 Паспорт Программы развития школы.. 3 Обоснование программы.. 5 Краткая информационная справка о школе. 5 Местоположение. 5 Географическая доступность. 5 Социальное партнёрство. 6 Краткая характеристика педагогических кадров. 6 Краткая характеристика контингента учащихся. 6 Режим работы школы.. 7 Материально-техническая база школы.. 7 Материально-технические ресурсы школы.. 7 Финансовые ресурсы школы.. Ошибка! Закладка не определена. Использование сетевых моделей обучения. 8 Актуальность разработки данной концепции и программы.. 9 Внешние условия. 9 Внутренние условия. 9 Итоговые результаты по окончанию учебного года. 10 Предпосылки дальнейшего развития. 10 Предполагаемые преобразования. 11 Цели и задачи программы. 14 Основные направления и этапы реализации Программы.. 15 Прогнозируемый результат. 16 Методы достижения цели развития МОУ «ООШ №4». 17 Проект «Доступность и качество образования». 19 Проект «Одаренные дети». 21 Проект «Современной школе - современный учитель». 25 Проект "Школа здорового образа жизни". 27 Подпроект «Духовно-нравственное воспитание учащихся». 29 Проект "Модель воспитательной системы МОУ Либежевская СОШ". 32 Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата. 39 Риски и минимизация их влияния. 39 Финансовое обеспечение программы.. 40 Паспорт Программы развития школы
Обоснование программы Программа развития МОУ «ООШ №4» на 2011-2015 г.г. является организационной основой осуществления государственной политики РФ и Кемеровской области в области образования. Программа составлена на основе анализа современного политического, экономического, социального, культурного положения в Кемеровской области на данный момент, а также анализа уровня развития образовательного процесса на данный момент и перспективы развития МОУ «ООШ №4». Программа разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ, законами РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, Национальной доктриной образования в РФ до 2025г.; приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Краткая информационная справка о школе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №4» (МОУ «ООШ №4») (лицензия № 307833 от 10.06.2009 г.), основанная в 1936 году, в структуре региональной модели образования представляет собой массовую общеобразовательную основную школу, доступную всем слоям населения, обеспечивающую государственный стандартизированный минимум. В микрорайоне школы функционирует МОУ ДОД «Детская школа искусств», обеспечивающая обучающимся дополнительное образование. Местоположение Школа находится в г. Прокопьевске по улице Вокзальная, 21. Это нетиповое двухэтажное здание, в котором имеются спортивный зал, столовая, учебные мастерские, компьютерный класс, библиотека, классные аудитории. Во дворе школы находятся спортивные площадки, цветники. МОУ «ООШ №4» – это образовательное учреждение с устоявшимися традициями, прочными связями с учреждениями дополнительного образования, заслужившее авторитет в образовательной системе города Прокопьевска.
Географическая доступность В школе обучаются дети, проживающие не только в микрорайоне школы, но и в других районах города. Социальное партнёрство МОУ «ООШ № 4» расположена в промышленном районе города. В микрорайоне школы расположено МОУ ДОД «Детская школа искусств». Школа и МОУ ДОД «Детская школа искусств» являются культурным и просветительским центром микрорайона.
Краткая характеристика педагогических кадров В школе работает 25 педагогических работников. Учителя школы реализуют различные программы по учебным предметам. Однако, залогом повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, повышения их работоспособности, более эффективного использования учебного времени является использование современных образовательных технологий. Принцип вариативности в образовании позволяет выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая различные образовательные технологии. Развивающее, разноуровневое и проблемное обучение; исследовательские, проектные и игровые методы; лекционно-семинарско-зачетная система; здоровьесберегающие технологии используют педагоги школы. 70% преподавателей готовы к использованию информационно-коммуникационных технологий. Увеличивается процент применения элементов различных технологий по разным предметам и во внеклассной работе. 4 (16%) учителей имеют высшую квалификационную категорию, 16 (64%) – первую, 3 (12%) –вторую, 2 (8%) – б/к. 19 (76%) педагогов имеют высшее педагогическое образование, 3 (12%) незаконченное высшее образование, 3 (12%) средне - специальное. 10 педагогов имеют стаж работы более 20 лет, средний возраст педагогов – 46 лет. 39% педагогических работников имеют правительственные награды. 6 человек (Шарова В.П., Волкова Е.А., Королёва М.С., Стахнёва Л.Ю., Штрейхер Т.В., Фоминцева Л.М.) награждены значком «Почетный работник общего образования РФ» 1 человек (Барладенюк Л.В.) награждён Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. 1 человек (Терпугова О.В.) награждён медалью «За веру и добро». 1 человек (Фоминцева Л.М.) награждён медалью «За достойное воспитание детей.
Краткая характеристика контингента учащихся В школе обучается 254 обучающихся с 1 по 11 класс. Имеются три традиционные ступени образования: I ступень (1-4 классы) – 4 класса, преподавание в которых ведётся по УМК «Перспективная начальная школа». II ступень (5-9 классы) – 5 классов, обучение по типовым государственным программам. III ступень (11 класс) – 1 класс, обучение по типовым государственным программам.
Режим работы школы Школа работает в две смены, 1 класс - пятидневная учебная неделя, продолжительность урока- 35 минут; 2-11 классы - шестидневная учебная неделя, продолжительность урока 45 минут. Все классы общеобразовательные.
Материально-техническая база школы Материально – техническая база школы соответствует необходимому уровню современного образовательного процесса: 13 классных комнат, спортивный зал, кабинет обслуживающего труда, кабинет информатики, кабинет искусств, 1 пианино для углублённых занятий музыкой, зал лечебной физкультуры, столовая, библиотека, спортивная площадка, цветник. Все кабинеты оснащены необходимыми материалами и соответствуют основным педагогическим и санитарно – гигиеническим нормам. Имеется медиатека, Интернет, все компьютеры объединены в единую локальную сеть. Общий фонд библиотеки – 9958 книг, из них 7079 – учебники, 10427-художественная и методическая литература. Школа в состоянии обеспечить бесплатными учебниками 100% обучающихся.
Материально-технические ресурсы школы
Пополнение материально-технической базы школы происходит согласно планированию бюджетной деятельности образовательного учреждения и участия школы в различных районных и областных проектах за счет средств муниципального и областного бюджетов.
Финансовые ресурсы школы Финансирование школы осуществляется из внебюджетных источников. Ощутимо не хватает средств на проведение ремонта здания школы, приобретение учебного оборудования, мебели, спортинвентаря. Тем не менее, материально-техническая база школы продолжает развиваться.
Активно реализуется проект по информатизации школьного пространства. Для реализации принципов компетентностного подхода в школе
В 2008 году начал работу Официальный сайт школы, что значительно повысило доступность информации о деятельности школы для всех участников образовательного процесса, включая учителей, обучающихся и их родителей, а процесс управления качеством образования в школе стал открытым. Благодаря сайту педагоги школы активизировали деятельность в образовательных сетях ОУ, получили доступ к дистанционному обучению.
Использование сетевых моделей обучения Получение Сертификата тьютера по программе Intel «Обучение для будущего» преподавателем информатики позволило организовать обучение учителей на базе школы и сегодня 64 % педагогов имеют Свидетельства об освоении данного курса. Это позволяет учителям школы глубже освоить новейшие педагогические технологии (проектную методику, организацию самостоятельных исследований школьников, "критериальный" подход к оценке уровня получаемых учащимся знаний), научиться организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы он способствовал значительному повышению качеству обучения школьников. Слушатели программы становятся соучастниками реализации педагогической технологии, обсуждают варианта её развития, возникающие проблемы. Приобретают бесценные личностные знания и опыт, которые активно работают на становление профессионала. Такая деятельность помогает вырабатывать и обсуждать критерии оценивания своих работ и работ соучеников, не бояться задавать вопросы друг другу и преподавателю, не бояться ошибиться в постановке проблемы, не бояться представлять свои работы и аргументировано отстаивать полученные результаты, использовать разработки, сделанные на учебных занятиях по программе. Методика курса позволяет применять интегрированный подход к обучению Актуальность разработки данной концепции и программы Актуальность разработки данной концепции и программы обусловлена тем, что в последние годы произошли значительные изменения внешних и внутренних условий жизнедеятельности школы, которые диктуют необходимость дальнейшего развития образовательного процесса в школе. Внешние условия Внешние условия – это изменяющиеся условия в социальной, политической и экономической жизни страны. Наиболее важные из них следующие: - переход к рыночным отношениям в экономике, обуславливающий необходимость подготовки школьников к жизни в условиях рыночной экономики; - ориентация социальной жизни страны на нормы и ценности гражданского общества, обуславливающая необходимость эффективно использовать существующие социальные институты и законодательство для защиты и реализации собственных прав и свобод; - интеграция России в мировое сообщество, обуславливающая необходимость понимания учащимися культур других народов, необходимость патриотического воспитания, формирования установок толерантного сознания; - информатизация мирового сообщества, обуславливающая необходимость создания информационной образовательной среды в школе, а также освоения ее школьниками на уровне пользователя новых информационных технологий. Необходимо учитывать следующие внешние условия, относящиеся к изменениям в системе образования: - обновление содержания образования; - переход на новый финансово-хозяйственный механизм; - развитие самостоятельности образовательных учреждений; - введение ЕГЭ; - введение новых форм аттестации выпускников; - расширение применения современных педагогических технологий. Внутренние условия К внутренним условиям относятся: - статус образовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа; - совершенствование структуры и содержания образования; - развитие профессионализма и творческого потенциала педагогических кадров; - возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых; - выработка гуманистического стиля отношений между всеми участниками образовательного процесса. Итоговые результаты по окончанию учебного года Педагогический коллектив школы работал над созданием условий для сохранения на оптимальном уровне качества обученности:
Итого по школе: не менее 46%.
Предпосылки дальнейшего развития На основании информационно - аналитических материалов можно сделать следующие выводы:
Анализ достигнутого уровня развития МОУ «ООШ №4» позволяет выделить в качестве позитивных предпосылок дальнейшего развития следующее: ü В школе создана система обучения, обеспечивающая эффективную адаптацию выпускников в современном социуме и продолжение их профессионального обучения. ü Для обеспечения самостоятельной работы учащихся в школе созданы комплекс информационных условий: компьютерная база с выходом в Интернет, современная библиотека и медиатека; ü В школе создана система дополнительного образования, обеспечивающая каждому учащемуся условия для индивидуального развития. ü Для развития и обеспечения досуга обучающихся в течение года работают кружки и объединения: вокальный, Туристско - краеведческий, "Юный библиотекарь", и 3 секции: по лёгкой атлетике, волейболу и футболу, а также библиотека. Система внеклассной работы, сформированная на основе школьных традиций, активно использующая достижения педагогики и психологии, позволяет удовлетворять разносторонние потребности личности современного школьника. ü Постоянное повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам реализации компетентностного подхода к построению образовательного процесса школы позволило педагогам широко использовать современные образовательные технологии, как условие формирования базовых компетенций учащихся в обучении.
Предполагаемые преобразования Проблемы, которые предстоит решить в рамках первого этапа программы, касаются, в первую очередь, организационно-правового развития школы по обеспечению доступности инновационных образовательных программ в условиях рыночных отношений. Проблемы классифицированы в соответствии с институциональным и содержательным характером предполагаемых преобразований:
Выделим особо проблемы институционального характера: - сдерживающий характер развития финансовой самостоятельности школы существующим организационно-правовым статусом бюджетного учреждения; - психологическая сложность перехода на нормативно-подушевое финансирование деятельности школы для педагогического коллектива; - обеспечение взаимосвязи качества профессиональной деятельности педагогов (преподавания) и перехода на отраслевую систему оплаты труда; - недостаточная готовность родителей учащихся, общественности как потребителей к управлению качеством образования посредством участия в совете школы. Проблемы содержательного характера развития: - объективное ухудшение здоровья учащихся сдерживает рост доступности качественного образования, что в условиях подушевого финансирования может создать финансовые ограничения для развития конкурентного преимущества школы; - активное внедрение инновационных образовательных программ в школе повышает учебную нагрузку учащихся, что предполагает опережающее развитие блока дополнительного образования, активное внедрение индивидуальных учебных планов (ИУП); - для формирования ключевых компетентностей учащихся не в полной мере используются возможности активизации познавательной деятельности обучающихся, что предполагает особое внимание к комплексному использованию современных педагогических технологий. Цели и задачи программы Цель программы: Организация работы муниципального общеобразовательного учреждение «Основная общеобразовательная школа №4», направленная на обеспечение современного качества образования, гарантирующего развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Цель развития школы Совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся. Миссия МОУ «ООШ №4» состоит в развитии каждого ребенка, независимо от его психосоматических особенностей, способностей и склонностей, построении в школе системы жизнеобеспечения, ориентированной на конкурентоспособность выпускника школы, полноценное развитие личности, реализацию ее способностей. Мы стремимся создать удобную для всех участников образовательного процесса школу, гарантирующую стабильное улучшение качества образования на всех ступенях обучения, строить процесс обучения на основе создания единого информационного пространства, активной социализации детей с разными способностями, в том числе и детей с ограниченными возможностями. В формулировке данной миссии и цели Программы заложена идея развития процессуальной характеристики школы как образовательной организации, смыслом деятельности которой является обеспечение нового качества образования и широкой доступности востребованных образовательных услуг. Основными задачами развития выступают: 1. Построение системы управления качеством образовательного процесса в школе в соответствии с принципами создания общенациональной системы оценки качества образования (ОСОКО). Данная система управления качеством образования позволит различным субъектам социума формулировать свои образовательные запросы к школе, самостоятельно оценивать уровень качества предоставляемых образовательных услуг, стимулировать деятельность педагогов в соответствии с качеством их профессиональной деятельности. Оценка качества образования касается как оценки качества результативности, качества самого образовательного процесса, так и качества условий его организации (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребенка). 2. Развитие научной составляющей деятельности школы по обобщению и распространению позитивного опыта внедрения образовательных программ и технологий. 3. Расширение социальной открытости школы для окружающего ее социума (общественные экспертизы, общественные отчеты, как условие развития государственно-общественной системы управления школой, обеспечивающей ее инвестиционную привлекательность.) 4. Апробация и опережающее внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования:
5. Обеспечение высокой рейтинговой оценки профессиональной деятельности МОУ «ООШ №4» в системе образования города в ходе участия в различных профессиональных конкурсах муниципального уровня.
Основные направления и этапы реализации Программы Настоящая Программа предназначена для обеспечения управляемого перевода школы в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное актуальным потребностям развивающейся личности, социума и государства. Новое качественное состояние МОУ «ООШ №4» предполагает возможности для обучающихся: - получения качественного среднего образования на основе государственного стандарта; - расширенного изучения отдельных предметов, как в рамках школьного учебного плана, так и за его пределами; - приобретения учениками школы навыков осознанного выбора сферы деятельности на перспективу; - овладения навыками самоанализа, самоопределения, самосовершенствования; - развития творческих способностей, интереса к научно-поисковой деятельности; - организация разнообразной интересной внеурочной деятельности обучающихся; - физическое развитие личности; - развитие сотрудничества между учащимися, учителями, между педагогами и родителями учеников. Этапы реализации Программы: 1 этап 2011 – подготовительный; 2 этап (2011-2012) – формирующий (становление образовательного процесса и организационно-управленческого механизма в новых условиях); 3 этап (2012-14) – стабильного функционирования в новых условиях; 4 этап (2014-2015) – устойчивое развитие. На подготовительном этапе можно выделить следующие цели и задачи: Цель: Создание условий для развития на современном этапе, предусматривающих интеграцию основного и дополнительного образования как условия для полноценного развития обучающихся. Задачи: 1. Управлять достижением оптимальных конечных результатов посредством:
2. Обеспечить сформированность универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта. 3. Оптимизировать учебную, физическую, психологическую нагрузку; создать условия для сохранения здоровья обучающихся. 4. Обеспечить 100% соблюдения нормативно-правовых основ деятельности школы.
Прогнозируемый результат образовательного процесса на 2011- 2015 год: 1. Стабилизация качества обученности и воспитанности на оптимальном уровне в соответствии с результатами 2010-2011 учебного года и статусом классов:
Уровень обученности по предметам: Уровень воспитанности – 86-88% 2.Отсутствие потери качества при переходе из одной ступени обучения в другую (преемственность): - между начальной школой и основной (55%); 3.Повышение качества деятельности классных руководителей. 4.Отсутствие отрицательной динамики в здоровьесбережении школьников. 5.Сохранение контингента обучающихся школы. 6.Стабилизация и положительная динамика в профессиональном росте педагогов:
7.Оптимальное психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей:
Методы достижения цели развития МОУ «ООШ №4» Выполнение задач развития МОУ «ООШ №4» будет осуществляться на основе программно-целевого управления в ходе реализации целевых проектов. Учитывая современные тенденции в области образования, педагогический коллектив МОУ «ООШ №4» осуществляет свою деятельность в режиме развития. Развитие школы предполагается через реализацию проектов: 1. «Доступность и качество образования»; 2. «Развитие одаренности обучающихся МОУ «ООШ №4»; 3. «Новой школе - новый учитель»; 4. «Школа здорового образа жизни»; 5. «Модель воспитательной системы МОУ «ООШ №4». Каждый целевой проект представляет собой целенаправленный процесс внедрения инновационных образовательных программ и технологий, результаты которого обобщаются и распространяются в деятельности школы.
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ |
Проект «Доступность и качество образования» Ключевые проблемы, на разрешение которых направлен проект В настоящее время ресурсные возможности школы в организации образовательного процесса задействованы в полном объеме. Для расширения доступности качественного школьного образования необходимо использование инновационных механизмов организации образовательного процесса. Замысел проекта Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования школы. Предполагается: - постоянное обновление образовательной программы школы в соответствии с изменениями образовательных запросов учащихся и общества; - специализированное повышение квалификации руководства школы и педагогического коллектива по управлению качеством образования. Повысить доступность качественного образования возможно за счет: - ликвидации барьеров, мешающих ребенку получить качественное образование (разные стартовые возможности, ухудшение здоровья, психологический дискомфорт, др.); - изменение образовательного процесса за счет использования современных образовательных технологий и технических средств; - повышение эффективности образования за счет активизации личностных интересов учащихся в вариативном пространстве образовательных программ. Социальный эффект от реализации проекта Управленческая открытость школы обществу позволит воспринимать школу как социального партнера, взаимодействие с которым может строиться на договорной основе. Наличие предмета договорных отношений – образовательные программы – позволит сделать процесс развития школы более социально ориентированным и направленным на решение значимых для общества проблем. Цели проекта: - Создание системы управления качеством и доступностью образования школы. - Проектирование вариативной, технологической, психологически комфортной образовательной среды школы с использованием здоровьеразвивающих технологий и элементов коррекционной поддержки ребенка. Критерии реализации проекта: - соответствие качества образования государственным требованиям; - ежегодное обновление программы на 10-15%; - участие в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах по развитию образования (не менее 1 в год); - соответствие условий обучения учащихся школы государственным требованиям (СанПин, аттестация); - удовлетворенность качеством образовательного процесса учащихся и родителей и социального окружения не менее 85%; - рост вариативности образовательных программ и форм их реализации; - рост разнообразия используемых педагогом образовательных технологий ; - расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых учащимся; - расширение числа учащихся в дополнительном образовании школы.
Структурная модель системы качества образовательного процесса в школе
школе
Проект «Одаренные дети» Цель проекта: Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей. Задачи: 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними. 2.Обучение учителей через методическую учебу, педсоветы, самообразование. 3.Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 4.Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои способности. 5.Выбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 6.Предоставление возможности обучающимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу. 7.Овладение элементами исследовательской деятельности; Направления: - работа с обучающимися; - работа с родителями; - работа с педагогическим коллективом. Стратегия работы с одаренными детьми 1этап – подготовительный Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в школе. Задачи: - Изучение нормативной базы. - Планирование работы с одаренными обучающимися. - Распределение обязанностей - Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям: - творческое мышление; - уровень самооценки; - толерантность; - предпочтительные виды деятельности; - доминирование правого или левого полушария; - сила интуиции; - диагностика задатков и склонностей личности; - поведенческие характеристики одаренных детей. Диагностируются также учителя на склонность к работе с одаренными детьми. Составленный банк данных обучающихся, которые учатся на «5» и имеют особые успехи в изучении отдельных предметов, соотносится с результатами диагностики. По итогам данного этапа работы можно выделить три категории одаренных детей: 1.Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст). 3.Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). 2 этап - формы и методы организации работы с одаренными детьми Цель: Выявить формы и методы организации работы с одаренными детьми. Задачи: - определение форм работы с детьми для каждой ступени обучения; - определение методов работы с детьми для каждой ступени обучения 1 ступень (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей обучающихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим необходимо организовать дополнительные занятия (кружки) с обучающимися: Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени. 2 ступень (5—9-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д). Важным фактором, влияющим на развитие одаренных обучающихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися. Намечены принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества Ожидаемые результаты: 1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. 2. Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание». 3 Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми. 4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся. 5. Организация проектно-исследовательских работ обучающихся. 6. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. 7. Создание системы работы с одаренными детьми. 8. Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми. 9. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Проект «Современной школе - современный учитель» Цель проекта: формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя Исходя из анализа методической работы учителей школы, наряду с положительными моментами были выявлены проблемы:
Но самый важный вопрос, который может возникнуть при реализации проекта, связан непосредственно с личностью педагога, отсутствием или недостатком у учителя теоретических знаний, которые он может применять на практике. В основе проекта лежит, прежде всего, деятельностный подход, который будет способствовать актуализации теоретических знаний, научит практически применять их, поможет каждому учителю, прожившему эти знания, пропустившему их через себя, проектировать авторский учебный процесс, видя перед собой главную, конечную цель – выпускника, обладающего необходимыми в современном мире ключевыми компетентностями. Задачи (решаемые в течение всего периода действия проекта): 1. Вовлечение школы в разработку и осуществление системы школьных инновационных проектов (средне-, краткосрочных и стратегических) по педагогической и управленческой тематике, актуальной одновременно как для осуществления согласованной цели сетевой деятельности, так и для решения конкретных практических проблем профессионализации учителя. 2. Разработка и опытная проверка «профессионального стандарта» деятельности учителя школы, основанного на инновационной модели его профессионализма и на идеологии инновационного менеджмента персонала современной школы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Проект будет способствовать усовершенствованию системы повышения квалификации педагогов, даст возможность практического совершенствования образовательной деятельности школы. Разработанные материалы предполагается оформить в печатном и электронном виде.
Проект "Школа здорового образа жизни"
Цель проекта: развитие деятельности МОУ «ООШ №4», направленной на формирование здорового образа жизни основных участников образовательного процесса. Задачи проекта:
II. Организовать деятельность учреждения по формированию здорового образа жизни: 1. Организовать качественное питание в образовательном учреждении. 2. Повысить двигательную активность обучающихся. 3. Активизировать участие родителей в формировании здорового образа жизни образовательного учреждения. Сохранение здоровья школьника зависит от образа жизни, который ведет подросток. В школах уделяется внимание физической нагрузке. В обязательные санитарные нормы внесено выполнение физкультминуток. Предмет физическая культура принял оздоровительный характер, программа проведения уроков дополнена подвижными играми, занятиями на свежем воздухе, проведением спартакиад. Проектные направления деятельности:
Прогнозируемая модель личности ученика:
Ожидаемые конечные результаты проекта:
В рамках данного проекта в школе реализуется подпроект: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся через туристско-краеведческую деятельность» Целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Системе образования надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Цель подпроекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся через туристско-краеведческую деятельность»: Выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. Подпроект ориентирован на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность. Задачи подпроекта определены следующим образом: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 7 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга» (Закон РФ «Об образовании»). Таким образом, данный подпроект - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Реализация проекта призвана создать сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Достижению данной цели способствуют решение следующих задач: • создание нормативно-правовой базы и банка образовательных программ; • культурная, рациональная организация свободного времени обучающихся; • выявление и развитие способностей детей; • помощь ребенку в выражении его личности; • повышение его статуса среди ровесников и взрослых. Условиями, обеспечивающими эффективность образовательного процесса, являются: • нормативно-правовое обеспечение; • материально-техническое обеспечение; • финансово-хозяйственное обеспечение; • психолого-педагогическое обеспечение; • программно-методическое обеспечение и др. При организации данного проекта педагоги опираются на следующие условия:
Определив главную цель - как становление и развитие духовно-нравственной, здоровой, социально-мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству, ведущими принципами реализации содержания обучения и воспитания принимаем: 1. Индивидуализация и дифференциация, заключающиеся в предоставлении каждому ребенку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом добровольности выбора форм самореализации. 2. Многообразие и динамичность образовательного процесса, гибкая мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребенка. 3. Гуманизация и демократизация образования, внедрение педагогики сотрудничества, накопление опыта нравственных отношений, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий. 4. Интеграция содержания образования, реализуемого в различных интегральных программах, способствующих формированию целостной картины мира. 5. Систематичность и последовательность заключаются в планировании содержания, развивающегося в системе и по восходящей линии, где новое опирается на предыдущее и вытекает из него. Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных принципов позволяет: - развить мотивацию к познанию, творчеству, здоровому образу жизни; - сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные способности; - осуществлять коррекцию психофизического и умственного развития; - обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков. Предметные компетенции, получаемые в результате реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством туристско-краеведческой деятельности»:
Развитию названных специальных компетенций способствуют: многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию
Проект "Модель воспитательной системы МОУ «ООШ №4"
1.1. Анализ воспитательной системы школы. К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в ОУ, проявляемых в жизнедеятельности коллектива в течение многих лет, следует отнести: 1. Развитие сети дополнительного образования. 2. Накопленный опыт и традиции школьного сообщества. 3. Высокую методическую подготовку педагогического. 4. Эффективность воспитательного процесса: - Анкетирование обучающихся
- Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения. - Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе. - Уровень социализированности обучающегося. - Уровень воспитанности обучающихся.
1.2. Моделирование воспитательной системы, построенной на основе гражданско – патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотизм включает в себя:
Истинный патриотизм предполагает, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Сегодня у нас есть государственный заказ на воспитание личности, изложенный в «Концепции модернизации российского образования» В ней определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Учитывая изменения, происходящие в обществе, социальный заказ, а также специфику ОУ, связанную с воспитанием обучающихся, педагогический коллектив считает необходимым продолжить воспитательную деятельность в школе на основе гражданско – патриотического воспитания. Сущность воспитательной системы. Гражданско – патриотическое воспитание представляет собой лестницу достижений, каждая ступенька которой — это достижение человеком определённой цели, совершённое с верой в себя и в значимость поставленной цели. Воспитательная система на основе гражданско – патриотического воспитания позволяет проектировать работу по созданию условий для развития достойной личности, формированию ориентации на успех и достижение. Основным показателем успешности реализации принципа обучения и воспитания обучающихся являются следующие: - положительный статус ребёнка как обучающегося в семье; - достижения в учебной деятельности; - одобрение учителя; - признание референтной группой. Цель: Создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого обучающегося, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Задачи:
Программа построения воспитательной системы, основанной на идее гражданско – патриотического воспитания
Возможные мероприятия по выполнению целей и задач проекта модели воспитательной системы гражданско – патриотического воспитания.
Ожидаемые результаты реализации программы развития воспитательной системы ОУ. 1. Повышение статуса школы в городском социуме и значимости воспитания внутри ОУ. 2. Развитие кадровой структуры школы с целью организации внеурочной работы и дополнительного образования. 3. Упорядочение компонентов воспитательной системы школы на основе реализации единых целевых программных установок, общего цикла воспитательных мероприятий. Использования единой системы диагностики, единого центра управления механизмом реализации программы. 4. Создание общих смысловых доминант, приоритетов, ценностей, насыщение воспитательного пространства ценностно-смысловыми ориентирами, соответствующими нравственно-гуманистической парадигме образования. 5. Положительная динамика в разрешении указанных целей и задач. 6. Положительные изменения по тем критериям и показателям, которые указаны в диагностическом сопровождении воспитательного процесса. Критерии и способы изучения эффективности воспитательного процесса. Для исследования эффективности воспитательной системы целесообразно использовать следующие критерии:
Для изучения эффективности воспитательной системы используются методики: ¨ анкетирование; ♦ методика ЦОЕ (ценностно - ориентационное единство коллектива) ¨ тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой; ¨ методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова; ¨ методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова; ¨ методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева; ¨ комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева; ¨ методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немов. Выборку испытуемых в процессе исследования эффективности воспитательной системы могут составить учащиеся 8-х, 9-х классов.
Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, обучающихся и родителей в начале и конце каждого учебного года проводится анализ и корректирование результатов, достигнутых в ходе реализации Программы. Направления деятельности: Основная школа:
Старшая школа:
Риски и минимизация их влияния Реализация Программы развития позволит избежать следующие негативные последствия и риски:
Финансовое обеспечение программы Основные статьи затрат на первом этапе развития
|
|
|