…истику.

Учащиеся, работая в группах, могут обсуждать и предлагать признаки, отличающие звонкие/ глухие, твердые/мягкие согласные.

Работая в группах, они могут на основе наблюдений, проведенных с помощью учителя, установить роль йотированных гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака в обозначении мягкости согласных при письме.

Учащиеся могут составлять слова или подбирать тематические группы слов, которые начинаются с твердых/мягких или звонких/глухих согласных.

Они могут изменить заданное слово так, чтобы согласный звук в конце слова слышался ясно.

Они могут выполнить задания типа:

Прочтите пары слов: мыл - мил; мал -мял; торт - тёрки; лук - люк; мел - мэр. Сравните первые звуки в каждой паре слов. Укажите гласные, которые обозначают мягкие согласные.

 

7. правильно артикулировать гласные и согласные звуки, их сочетания в слове, целенаправленно выполнять упражнения для тренировки речевого аппарата и слуховой памяти

Учащиеся охотно участвуют в играх-диалогах, театрализациях и других видах деятельности, требующих хорошей дикции. Работая самостоятельно или в парах, они могут целенаправленно отрабатывать произношение трудных звуков, выполняя упражнения, показанные учителем.

Учащиеся могут четко произносить скороговорки, чистоговорки, потешки, изолированные слова и фразы, содержащие звуки л-р, с-з, щ-ж, п-б, с-ш и другие.

 

8. интонировать предложения и высказывания в соответствии с коммуникативной целью, соблюдать нормы литературного произношения в наиболее употребительных словах и формах изученных частей речи, в затруднительных случаях – пользоваться орфоэпическим словарем; выполнять упражнения для отработки правильного речевого дыхания, темпу, ритму и громкости речи, интонированию

Учащиеся могут орфоэпически правильно произносить слова, выделяя в них ударение – голосом (при говорении и чтении) или знаком (при письме).

Выполняя в группах задания по составлению диалогов или рассказов-сказок с заданными словами, учащиеся могут слышать отклонения от литературного произношения.

Учащиеся могут подготовить для концерта для малышей и прочитать наизусть с соблюдением интонации, диктуемой содержанием, несколько простых стихотворений, потешек, песенок, считалок.

Учащиеся могут прочитать по книге или произнести наизусть несколько стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями: с осуждением, похвалой, одобрением

Они могут выполнить задание типа:

Спишите, поставьте ударение и прочитайте вслух слова:

а) гусеница, понял, свёкла, шофёр, щавель;

б) начал - начала, звонят - позвонит, медведь - медведя, красивый - красивее.

 

9. понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл, выделять среди различных способов символьного обозначения буквы, различать их со звуками

Учащиеся, изучая в группах, каким образом различные знаки (например, иконки на мониторе компьютера) передают значение, выдвигают гипотезы о том, делает эти знаки понятными и эффективными. Они могут написать сообщение разными способами (собственными условными значками, буквами, рисунками и т.д.), оценить на этой основе значение букв. Они могут сравнивают различные используемые способы записи информации (пиктограммы, иероглифы, буквы и т.п.).

Учащиеся, на основе сопоставления устной и письменной речи, сравнивают звуки и буквы, выделяя их сходство и различие. Они могут прокомментировать смысл пословицы “что написано пером …”, выдвинуть гипотезы о назначение букв и требованиях к их написанию.

 

 

10. демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений:

  • · узнавать и называть все буквы русского языка,
  • · различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых звуков; читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение

Учащиеся, работая в парах или группах, могут вести наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением, в каждом случае объясняя несовпадение. Они участвуют с коллективном составлении списка подобных слов, выписывая их на настенные плакаты.

Учащиеся, работая в парах или группах, могут определять соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель и т.п.

Учащиеся, работая в парах или группах и пользуясь различными словарями, справочниками и т.п., составляют списки слов с разделительными мягким и твердым знаками, которые объединяют затем в настенные плакаты, располагая слова тематически и/или по алфавиту.

Учащиеся могут правильно назвать, показать и изобразить все буквы, обозначающие любые гласные и согласные звуки.

Они могут выполнить задание типа:

1.  Спишите, вставив пропущенные буквы: кл...ква, пр...ник, васил...ки, мет...лица. Подчеркните мягкие согласные. Укажите, какие буквы обозначают мягкость этих согласных.

2.  Запишите слова, вставляя пропущенные буквы: ш...рокий, щ...вель, ж...вотные, ч...совщик, ч...десный, щ...пальцы.

3.  Спишите, вставляя пропущенные буквы:  поз...ний, окрес...ность, здра...ствуй, опа...ный, интере...ный. Объясните написание слов.

4.  Запишите слова, раскрывая скобки: утре(н,нн)ий, жу(ж,жж)ит, кла(с,сс)ный.

5.  Запишите слова в два столбика: с разделительным ъ и с разделительным ь. Выделите приставки в словах с разделительным ъ. Вороб...и, с...едят, л...ёт, в...ют, об...яснл, жил...ё, под...ём, Тат...яна.

 

 

 

 

11. правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита и уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания и поиска слов и названий

 

 

 

 

Учащиеся могут принять участие в составлении классной алфавитной книге. На основе знакомства с разными вариантами оформления алфавитных книжек, они могут предложить свой вариант оформления классной алфавитной книги, подбирать к ней иллюстрации, делать рисунки.

Они могут участвовать в составлении тематических списков слов, располагая их по алфавиту внутри каждой группы.

Учащиеся могут продолжить в верной последовательности перечисление букв алфавита.

Они могут найти в словаре по одному-два слова, относящихся к временам года (школе, играм, покупкам и т.д.), например, на буквы з, м, ф, я.

Они могут пользоваться алфавитным каталогом библиотеки для поиска книги данного автора.

Используя ИКТ-средства, они могут сделать собственную первую алфавитную книжку.

 

12. все более уверенно, быстро, разборчиво, ритмично и плавно писать слова, предложения и небольшие тексты на основе овладения навыками правильного начертания букв и рациональными способами безотрывных соединений букв

Учащиеся могут принять участие в обсуждении гигиенических требований и правил письма и этапов письма (например, звукослоговой анализ, запись, проверка написанного – сличением с образцом, послоговым чтением, применением орфограмм и т.д.), необходимости четкого почерка. Они могут использовать результаты этого обсуждения для самооценки своих письменных работ с тем, чтобы выявить свои сильные стороны и области, нуждающиеся в совершенствования.

Учащиеся, работая в парах, могут перечесть написанное ими самими и их соседями, и обоснованно, пользуясь совместно выработанными критериями поставить дифференцированную оценку по каждому критерию (почерк, оформление предложений, знаки переноса, правильная посадка, отсутствие ошибок), например, с помощью “волшебных линеечек“ себе и соседу. Они могут спокойно, проявляя уважение к чужому мнению, обсудить возникающие разногласия и/или вынести их на коллективное обсуждение.

Учащиеся могут самостоятельно или с помощью соседа или учителя исправить выделенные соседом или компьютером недочеты и ошибки.

Учащиеся могут четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах.

Они могут каллиграфически правильно без пропусков, вставок, искажений букв списывать слова, предложения, тексты, написанные печатным и рукописным шрифтом.

Учащиеся могут правильно выполнить задания типа:

Разделите слова для переноса: молния, больше, зайчик, якорь, жужжит, вьюга, Юлия.

Подчеркните слова, которые нельзя перенести.

 

13. писать слова, предложения и небольшие тексты в текстовом редакторе на основе овладения навыками “слепой” печати; использовать навыки оформления текстов 

 

14. использовать автоматически принятые условности письменного текста:

  • · писать и читать написанное в направлении слева-направо,
  • · отделять слова пробелами,

оформлять предложения, употребляя большую (заглавную, строчную) букву в начале предложения и знак препинания – точку, вопросительный или восклицательный знак – в конце предложения,

  • · оформлять тексты, используя заголовки, подзаголовки и отступ для выделения абзацев,

при рукописном письме – употреблять при необходимости знак переноса слова со строки на строку 

 

15. выполнять гигиенические требования при письме и чтении:

  • · правильная посадка,
  • · положение книги, тетради, ручки или правильное расстояние до экрана монитора,
  • · упражнения для тренировки глазной мышцы

 

16. разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие

Учащиеся, работая в группах или парах, могут подготовить совместные короткие монологические высказывания-рассуждения или текст-повествование на тему “Почему так называется предмет” (например, подушка, снегирь и т.п.). Они могут обсуждать эти проблемы в форме диалога и/или полилога.

Они могут откликаться на лингвистические загадки типа “ Какое слово длиннее – червячок или змея?

Учащиеся могут составить собственный список слов для подготовки к сообщению или изложению, список частотных слов, в написании которых они затрудняются.

Применяя формат столбца с заголовком, они могут составлять списки слов, обозначающих

  • · действия, например, учебные;
  • · предметы, например, подарки, имена, домашние животные,
  • · признаки и свойства.

 

17. классифицировать и маркировать слова, используя видовые и родовые слова-названия, составлять тематические списки слов и выражений, преследуя бытовые, учебные и/или коммуникативные цели

Учащиеся, работая в группах, способны внести вклад в совместно заполняемые тематические списки слов.

Они могут разрабатывать специальные словари, доступные для общего пользования, например:

  • · словари описательных или сравнительных терминов;
  • · словари оценочной лексики
  • · словарь слов и выражений, используемых для убеждения;
  • · математический словарик.

Учащиеся могут написать ряд слов, выражений и/или коротких фраз на заданную тему, например, “У меня был трудный день”. Они могут группировать эти слова и выражения, соединять группы слов между собой, пояснить свою схему и использовать ее при высказываниях на заданную тему. 

Учащиеся могут составить собственный список слов и выражений для подготовки к сообщению или изложению.

Применяя формат столбца с заголовком, они могут составлять списки слов, обозначающих

  • · действия, например, учебные;
  • · предметы, например, подарки, имена, домашние животные, географические объекты, природные явления, вещества, предметы искусства и т.д.;
  • · признаки и свойства предметов, например, форму, цвет, размеры, температуру и т.п.

Учащиеся могут разложить принесенные из дома предметы по группам, обозначив эти группы. Они могут выбрать один из предметов и устно его описать или дать пояснения с опорой на словарик.

 

18. осознавать, что слово, его формы могут иметь различные значения:

  • · пояснять отличия в значениях многозначных слов,
  • · различать смысловые оттенки однокоренных слов, вносимые суффиксами и приставками;
  • · различать прямое и переносное значение слов;
  • · объяснять лексическое значение слов, конструируя уточняющие смысл словосочетания и/или фразы, подбирая синонимы, антонимы, однокоренные слова или давая его описание и краткое толкование

Учащиеся, работая в парах или группах, могут составить короткий рассказ-повествование, сказку или диалог с заданными парами слов, сходных и/или противоположных по смыслу.

Они могут, пользуясь толковым словарем, выбрать многозначное слово, составить и записать два – три предложения, раскрывающие различные значения этого слова.

Работая в группах с небольшим художественным текстом, учащиеся могут найти выразительные приемы, основанные на употреблении суффиксов и/или на употреблении слова в его переносном значении и прокомментировать их.

Работая в группах, дети могут придумать истории о воображаемых событиях, которые произошли с предметами и/или явлениями окружающего мира. Они могут рассказать ее классу от имени оживленных предметов. Класс, продолжая работу в группах, подбирает специальную лексику и переделывает прослушанную историю в смешную, веселую или грустную, печальную.

Учащиеся могут составить из заданного списка 10-15 слов одну – две пары слов со сходными и/или противоположными значениями и пояснить свой ответ.

Учащиеся могут пояснить на примерах, как по-разному используются, например, слова “класс” и “выражение” на уроках русского языка и математики.

 

19. использовать в устной и письменной речи все более точный и детализированный язык, употребляя для различных целей специальную лексику;

адекватно откликаться (поведением, устным и/или письменным высказыванием) на обращенную к ним речь:

  • информативные сообщения,
  • эмоционально-оценочные высказывания,
  • формулы речевого этикета (благодарность, просьба, извинение, отказ, приглашение, поздравление),
  • инструкции и предписания,
  • вопросы

В ходе игр "С чем это можно сравнить?", "На что похожи предметы?" "Найди меткое слово" учащиеся могут быстро найти нужное слово для сравнения, описания или характеристики предмета, события или литературного героя, и привести его в грамматически верное сочетание с другими словами.

Учащиеся, работая в парах, могут прочитать друг другу рассказ, а затем пересказать его, используя заданную лексику. Пользуясь видеозаписью, они могут оценить свое чтение, пересказ и взаимодействие с партнером, оценить работу партнера.

Учащиеся, работая в группах, могут разложить предложенные учителем изображения различных предметов по группам, и выбрав два изображения из одной группы (например, ромашки и календулы, мыши и льва), дать их сравнительное описание, отмечая сходство и различие изображенных предметов.

Учащиеся по ходу чтения могут угадывать “спрятанные” слова.

Учащиеся могут точно ответить на прямой вопрос, требующий словесного выражения названия знакомого объекта, его известных/наблюдаемых признаков.

Они могут выполнить инструкцию о порядке и способах выполнения учебных действий, типа “Откройте книгу на странице 25”, “Начните писать с красной строки”, “Нарисуйте таблицу с четырьмя столбиками, первый озаглавьте «автор», второй – «название книги», третий – «дата», а четвертый – «пометки»” и т.п.

Они могут устно и/или письменно составить предложения, выражающие благодарность, (просьбу, отказ, извинение, поздравление) и применить правила речевого этикета в зависимости от ситуации и статуса участника диалога: знакомые/незнакомые; взрослые/сверстники и др.

Учащиеся могут составить короткое высказывание или текст-описание, в котором сравнивается состояние природы в разное время года.

 

20. пополнять свой словарный запас, проявляя индивидуальные предпочтения при отборе лексических средств

Учащиеся могут активно пользоваться не менее, чем    . слов и выражений общеупотребительной и специальной лексики (из них числе – не менее, чем    . прилагательными и глаголами, 10-15 крылатыми выражениями); воспринимать пассивно – не менее, чем    слов и выражений

 

21. выполнять смысловой и словообразовательный анализ, выделяя в слове:

  • · основу и окончание,
  • · корень, приставку и суффикс;

разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные и глаголы неопределенной формы, выделять и сопоставлять суффиксы и окончания, характерные для разных частей речи; использовать результаты анализа для

  • · выявления однокоренных и сложных слов, форм одного и того же слова;
  • · образования новых слов;
  • · проверки написания:
    • o слов с безударными гласными, чередующимися, парными и непроизносимыми согласными в корне;
    • o слов с приставками в-; до-, за-, на-, над-, об-, от-, по-, под-, про-, с-;
    • o слов с удвоенными согласными;
  • · выявления и различения слов с приставками и слов с предлогами

 

Учащиеся могут разбирать по составу имена существительные, прилагательные, глаголы, в ходе работы фиксируя характерные для разных частей речи суффиксы и окончания.

Они могут образовывать формы данного слова и подбирать к нему однокоренные слова, сравнивая и различая их между собой.

На основе наблюдений за результатами смыслового и словообразовательного анализа, учащиеся могут, работая в группах, составить списки слов с чередующимися согласными в корне; с удвоенными согласными.

Они могут предложить и обсудить правила проверки написания слов с орфограммами в корне (изменение формы слова, подбор однокоренных слов), а также составить список слов, написание которых нужно запомнить.

Учащиеся могут, используя ИКТ-средства, изготовить настенные плакаты и памятки, содержащие правила и порядок проверки написания трудных слов.

Учащиеся могут в прозрачных случаях выделять в корень, приставку, суффикс, окончание в именах существительных и прилагательных, различать однокоренные слова и формы слова, опознавать и подбирать однокоренные слова, выполняя задания типа:

1. Разберите по составу слова: школа, морозный, загадка.

2. Найдите слово, содержащее только приставку, корень и окончание: рассказы, походный, школьники. Придумайте и запишите ещё одно слово такого же состава.

3. Прочитайте слова: крики, закричат, вскрикнул, крикливый, (с) криком. Выпишите сначала формы слова крик, а затем однокоренные слова.

4. Из ряда слов выпишите однокоренные: больно, заболел, Айболит, болото, больница. Выделите корень. Подберите ещё одно однокоренное слово.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы: см...шной, зав...зал, т...шина, кр...снеет, прин...сил, б...р...да, з...л...нели. Объясните написание слов.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы: лё...кий, зага...ка, ро...кий, пово...ка. Объясните написание слов.

7. Спишите слова, вставляя пропущенные согласные на конце слов и проверяя их написание по образцу: сапоги - сапог, жира..., гара..., рука..., глобу..., арбу..., сугро...

8. Вставьте в приставки пропущенные гласные и согласные: п...селился, н...писал, з...ходил, о...гадал, на...вязал, по...толкнул, ...делал. Приставки выделите

Учащиеся могут с опорой на составленные памятки, проверить написание трудных слов.

 

22. связывать смыслоразличительную функцию слов с их лексическим значением и грамматическими признаками, на основе морфологического анализа и анализа употребления слов в речи:

  • · выявлять самостоятельные (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения) и служебные (предлоги, союзы) части речи;
  • · сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их морфологическим признакам, различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные;
  • · выделять неизменяемые и изменяемые части речи, устанавливать начальные формы существительных, прилагательных, личных местоимений, глаголов и способы их изменения;
  • · определять:
    • o род, число, падеж, склонение имен существительных;
    • o род, число, падеж имен прилагательных;
    • o форму, спряжение и время глагола, число и лицо глаголов в настоящем и будущем времени, род глагола в ед. числе прошедшего времени

Работая в группах со списками существительных, прилагательных и глаголов в начальной форме, учащиеся сравнивают возможности передачи информации с помощью слов только одной части речи, двух и трех частей речи. Они могут установить, значение и вопросы, на которые отвечают слова отдельных частей речи, необходимость и способы изменения форм слов для более полной и точной передачи информации. Они могут обсуждать и выдвигать предположения о наиболее эффективных способах организации речи, о необходимости служебных слов.

Учащиеся, работая в парах, могут выявлять и фиксировать количество существительных, прилагательных, глаголов, личных местоимений, предлогов, союзов в небольших отрывках художественных и учебных текстов, в знакомых текстах одного и того же автора и текстах на одну тему разных авторов, в текстах-описаниях и текстах-рассуждениях, в устной речи мальчиков и девочек (например, при взаимном пересказе соседу одного и того же текста).

Работая в группах со специально подобранными предложениями, учащиеся изучают возможные способы изменения существительных, прилагательных, глаголов. Они могут обсуждать и сравнивать грамматические признаки этих частей речи, сравнивать способы их изменения в русском и ином языке (например, родном или изучаемом иностранном), с помощью учителя устанавливать и применять основные грамматические правила.

Учащиеся могут уверенно различать между собой существительные (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные), личные местоимения, прилагательные, глаголы (спрягаемые и инфинитивы), предлоги и союзы, отличать их от других частей речи, определять основные грамматические признаки существительных и глаголов, выполняя задания типа:

1.  Выпишите только существительные: рябина, рябиновый, шагать, шаги, радость, радовался, краснота, краснеть, ветер, чувство, писать, писатель. Запишите ещё два существительных.

2.  Запишите существительные в три столбика по склонениям: рожь, мороз, морковка, ткань, песня, море, июль, сторож, постель, кастрюля.

3.  Выпишите только прилагательные: синенький, синева, грусть, грустить, грустный, горячий, медленный. Запишите ещё два прилагательных.

4.  Выпишите только глаголы: бегут, беготня, шумно, прошумел, молвит, молва, печка, испекла, бережно, бережёт, решать, решение, думал, надумает.

5.  Выпишите только глаголы в неопределённой форме: спешит, спешить, держит, держать, задержал, мыть, моет, мыл, помогаю, помогу, помогать, помочь, нёс, нести, сплету, сплести.

6.  Укажите время, число и лицо глаголов. Собака лает. Поезд скоро отойдёт. Ты держишь книгу. Мы рисуем. Весной засвищут соловьи..

7.  Вставьте пропущенные буквы, укажите лицо и спряжение. Учителя уч...т, а врачи леч...т. Вы люб...те природу? Ты вид...шь это дерево?

8.  Выпишите только местоимения: она, меня, над, вас, около, ах, им, её.

 

23. использовать результаты морфологического анализа и анализа словоупотребления в собственной речи:

  • · употреблять части речи в грамматически правильной форме, склоняя имена существительные (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия), прилагательные и личные местоимения, употребляя предлоги с именами существительными и личными местоимениями, стоящими в разных падежах, спрягая глаголы (в настоящем времени), используя разные формы глаголов;
  • · различать в предложениях именительный и винительный, родительный и винительный падежи имен существительных;
  • · составлять предложения и тексты с использованием всех изученных частей речи, с близкими и противоположными по значению существительными, прилагательными и глаголами;
  • · редактировать тексты с использованием личных местоимений;
  • · на основе наблюдений за особенностями употребления частей речи в сказках, стихотворениях, прозе, учебных текстах, научно-описательных статьях, инструкциях, бланках и формах правильно подбирать и использовать слова изученных частей речи в различных коммуникативных целях;
  • · строить высказывания без засоряющих речь слов и выражений

Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут составлять предложения, высказывания и небольшие тексты с заданным списком слов (существительных, прилагательных, глаголов) в начальной форме, употребляя их в правильной грамматической форме. Они могут указать слова, которые они дополнительно использовали, и назвать обозначаемые ими части речи (личные местоимения, предлоги, союзы, наречия, другие).

Работая в группах с различными сплошными и несплошными текстами, учащиеся сравнивают особенности организации и словоупотребления в следующих типах текстов:

-                   художественных (стихи, проза, произведения разных жанров, тексты-описания, повествования, рассуждения и т.д.);

-                   научно-популярных (описательных, рассуждениях);

-                   информационных (учебных, инструкциях, отчетах о результатах мини-исследований);

-                   несплошных (рецепты, квитанции, анкеты, билеты и т.п.).

На основе результатов наблюдений они могут обсуждать предпочтительные способы словоупотребления в различных типах текстов, самостоятельно конструировать аналогичные тексты, устанавливать с помощью учителя критерии их оценки.

Учащиеся могут перечесть собственный/чужой текст и оценить его с точки зрения уместности и разнообразия словоупотребления, грамматической правильности, внести необходимые коррективы по сделанным замечаниям.

Учащиеся могут уверенно использовать в устной и письменной речи несложные наиболее употребительные части речи, употребляя их в грамматически правильной форме, выполнении заданий типа:

1.  Составьте и запишите небольшой рассказик со всеми перечисленными ниже словами, изменяя их так, как это вам нужно:

-            дети, подарок, праздник,

-             маленький, замечательный,

-            греть, приходить.

2.  Допишите окончания глаголов. Солнце уже всходил... . Луна всходил... на темном небе.

3.  Спишите сочетания слов, раскрывая скобки: (от)плыл (от)пристани; (по)лез (по)лестнице; (в)ходил (в)комнату; (от)вернулся (от)нас; (под)ставка (под)вазу, прилетели (к)нам, (по)бывал (у)неё.

4.  Допишите окончания существительных. Укажите их род, число, падеж и склонение: ехал на лошадк..., ветка сирен..., находился за лес..., купался в озер..., зреют под солнц..., спит в кроват..., шли по тропинк..., засеяно пшениц... .

5.  Вставьте, где нужно, ь после шипящих: глуш(?), молодеж(?), ключ(?), помощ(?), карандаш(?), реч(?), рож(?), плащ(?).

6.  Допишите окончания прилагательных: по снежн... полю, весенн... солнце, ранн... утром,   в зимн... стужу, поздн... осенью, морозн... день, перед дальн... дорогой, у син... моря, мелк... струйками.

7.  Спишите сочетания слов, раскрывая скобки: (от)плыл (от)пристани; (по)лез (по)лестнице; (в)ходил (в)комнату; (от)вернулся (от)нас; (под)ставк (под)вазу, прилетели (к)нам, (по)бывал (у)неё; (не)смотрел, (не)сплю, (не)умеет, (не)найдёт, (не)будут.

 

24. связывать смыслоразличительную функцию речи с особенностями синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений), сравнивать, осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи нужные конструкции в соответствии с коммуникативной задачей; отличать предложения от словосочетаний, находить словосочетания в предложении, различать грамматическую основу предложения от словосочетания

Учащиеся, работая в группах и наблюдая за особенностями синтаксических конструкций в названиях и оглавлениях книг, в заголовках газетных статей, на плакатах, в несплошных текстах (схемах, планах, тезисах, комиксах и т.п.), могут с помощью учителя установить отличительные признаки словосочетаний и предложений. Они могут составить словосочетания и пояснить, в каких ситуациях их целесообразно употреблять. Они могут использовать результаты наблюдений и обобщений для установления связи между словами в предложении.

Учащиеся могут выделить словосочетания в предложениях типа:

Живет в зоопарке печальный жираф.

Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

Братья сеяли пшеницу и возили в град-столицу.

 

25. использовать в устной и письменной речи разные виды предложений, варьируя их структуру и состав:

  • § предложения невосклицательные и восклицательные,
  • § предложения повествовательные, побудительные, вопросительные;
  • § простые двусоставные, нераспространенные и распространенные, предложения;
  • § простые предложения с осложненной структурой (с однородными членами или обращением);
  • § сложные предложения с союзами а, и, но;
  • § предложения с прямой речью,

правильно передавая интонацию конца предложения, интонацию перечисления и обращения голосом (при чтении, говорении) или знаками (при письме)

Учащиеся наблюдают за особенностями устной и письменной речи. Они могут сопоставить стенографическую запись (ведется учителем и отображается на экране) своих устных рассказиков (из 3-5 предложений), например, о просмотренном накануне мультфильме, с их письменными высказываниями на ту же тему. С помощью учителя они могут установить, какими средствами можно компенсировать на письме крайнюю ограниченность использования интонации.

Учащиеся могут устно и письменно составить предложение или небольшой текст, отвечающие поставленной задаче: проинформировать, призвать к порядку, что-то узнать или выяснить и т.д.

Учащиеся могут находить в текстах (сказках, потешках, загадках, стихотворениях, учебных текстах и т.д.) вопросительные и восклицательные предложения, сложные предложения, предложения с однородными членами, предложения с обращением, предложения с прямой речью или диалог.

Учащиеся могут, используя заданные слова и словосочетания, составить, записать и прочитать, соблюдая верную интонацию, простые предложения: восклицательное, повествовательное, побудительное, вопросительное. Они могут распространить  одно из составленных предложений обращением или однородными членами.

 

26. выполнять синтаксический анализ предложения с двумя главными членами, выделяя в нем:

-                   грамматическую основу – подлежащее и сказуемое,

-                   второстепенные члены (без деления на виды);

использовать результаты анализа для

  • · выделения предложений из сплошного текста и оформления их при письме;
  • · опознавания и различения предложений:
    • o простых и сложных;
    • o нераспространенных и распространенных;
    • o неосложненных и осложненных (главными или второстепенными однородными членами и/или обращением);
    • o предложений с прямой речью;
  • · опр… Продолжение »
Конструктор сайтов - uCoz